mikhail_berg (mikhail_berg) wrote,
mikhail_berg
mikhail_berg

В интернет-газете Каспаров.ру вышла статья

Имперский понт и религия неудачников

Оригинал текста http://anonymouse.org/cgi-bin/anon-www.cgi/http://www.kasparov.ru/material.php?id=5596AB51B9F87

Поляризацию внутри России определяют по-разному: западники-славянофилы, консерваторы и либералы, патриоты-крымнашисты и антипутинисты. Можно даже разделить на тех, кто считает главной бедой России коррупцию и воровство, и тех, кто полагает причину в самодержавии и чинопочитании (вместо, скажем, уважения к закону).
Я предложу два, точнее - полтора параметра, столь же, впрочем, очевидных, сколь и пристрастных. Первый - имперскость. Если коротко, имперский комплекс - это такой врожденный (или все-таки благоприобретенный?) порок русского сердца и ума. Не русскому уму свойственный исключительно, но русский ум на протяжении столетий формирующий и соблазняющий. Как гордость чужим и мнимым. В том числе, конечно.
Понятно, что на этом пороке кто-то наваривает то, что потом Навальный будет исчислять как коррупционную ренту. Но так как нет возможности делить все на стороны света и тьмы, зла и добра, греха и добродетели (смысл этих слов истрепан как пословица и также истощен), то и границу стоит упростить до предела. Те, для кого империя - ценность, направо, и те, для кого она - облако в штанах, налево.
Понятно, что этот критерий не универсальный, а исторический, хотя и довольно протяженный во времени. Если что-то ведет к укреплению империи (и имперской власти), то за это, пожалуйте к полюсу крымнашистов-путинистов-защитников разделенной русской нации и так далее.
Если же вы полагаете, что то или иное событие/действие ведет/вело к распаду империи, к отказу от самодержавной иерархии, оценивая этот тренд (отказа) как исторически позитивный, - вам к другой стороне барьера. Туда, где важен не Навальный или Ходорковский, как оппоненты режима, это-то как раз несущественно, а поддержка ими (или отказ от поддержки) русского национализма (чаще всего являющегося в имперской личине) и имперских же амбиций российского общества.
Этот критерий, как мне кажется, и есть барьер воображаемых дуэлянтов.
Но есть и подпункт, деление внутри своих. Я бы шумно назвал его онтологическим и определил как поверхностное или глубинное (не в оценочном, а в физическом плане) ощущение нынешнего (очередного, постоянно повторяющегося) кризиса. Тогда, с одной стороны будут те, кто полагает, что народ-то наш - молодец еще и богатырь (богоносец, кажется, устал быть третьим и перебежал на сторону гастронома). Его, мол, просто подлая пропаганда сбила с панталыку. И только отключат мил-человека от ящика, как наваждение пропадет и растает, как цифра восемь, нарисованная на запотевшем зеркале в ванной.
Напротив - те, кто полагает, что имперская бацилла растворена в отечественной массовой культуре (частью которой является классика) и в пакете социальных (в том числе религиозных) стереотипов и привычек. И поэтому нужна не осторожная либерализация и экранирование волн имперского излучателя; не комплекс реформ на манер Александра-Освободителя, Горбачева-Уклонителя или Ельцина-Огорчителя, а жестокая и непримиримая реформация. Вместе с эпохой Просвещения и Возрождения, гуманизацией по вкусу и такой глубокой перелицовкой православия, чтобы от него остались только пуговицы и нитки. То есть то, что осталось от католицизма в протестантизме. Речь понятно о глубине штыка лопаты - типа до небес или так, побросать и согреться, ощупывая потенцию наивных мечтаний.
Казалось бы, причем здесь православие, если светскость и нерелигиозность неуклонно теснят религиозный мистицизм везде, даже в протестантской Америке? И, однако, если посмотреть, как упорно не удаются демократические реформы (без уточнения их существа) именно в православных странах (в Греции, Молдавии, Румынии, Кипре, Болгарии и далее с Востока на Запад). А если на первый взгляд получаются (Грузия), то быстро срываются в протоптанную колею самодержавия явного или стеснительного. И если что-то получится в Украине, то только (не исключено) благодаря униатскому влиянию западенцев. И, значит, вопрос косточек от яблока приобретает особое значение.
Это деление среди своих - не блажь. От него два ответвления, два принципиально разных варианта будущего. Если все дело в Путине и пропаганде, то давайте устраивать Народную волю и решать проблему по-быстрому. Нет Путина, нет проблемы. Легко и просто. И на душе даже полегчало.
А вот если дело не в Путине и пропаганде, а в культуре и социуме, то короткой рокировкой делу не поможешь. Завтра вместо Путина - благословенные Навальный с Ходорковским, а послезавтра: здравствуйте, дорогие мои, у нас уже два Путина и оба в кепке (или в кипе). То есть менять надо не вуалехвоста с выпученными глазами, а воду в аквариуме вместе с рыбками. Потому что вода у нас такого градуса духовности, что из любой гуппи быстро получается самодовольная золотая рыбка с усами.
И тогда нужны совсем другие приемы и другой срок для достижения результата (если он вообще в этих обстоятельствах возможен).
Ну и последнее-первое: почему развал империи существен? Потому что разрушится надутый кумир, восковый истукан, золотой телец великой нации, которому молились и поклонялись наши суровые, наивные и инфантильные предки. Разрушение империи избавляет социального агента от необходимости и возможности гордиться пустым, неконвенциональным превосходством по принципу сила есть ума не надо. А в факультативе: пренебрежение к ценности всего гуманитарного набора - от жизни другого до типа достоинства.
Поэтому исчезновение иллюзии позволяет возникнуть иному принципу организации социума - не по признаку гордости вещами мнимыми, а вполне даже вменяемыми. Имеющими прямое отношение к воде в аквариуме. Не создающие перегородки с остальным миром, как наше православие, а приближающие к нему. Гусеница русской жизни вылезает из прочной имперской скорлупы и ползет к моменту перерождения, когда из облака всеобщего отвращения появится порхающая бабочка.
И вдруг мир оказывается не опасным и желающим отнять у нас осколки скорлупы, которые мы носит наподобие панциря, а вполне проницаемым и умопостигаемым, гордиться которым (или не гордиться) есть 3382 разных повода, не имеющих большого значения. Главное, что тучное тело перевалило через забор, и оно теперь здесь.
На бумаге, конечно, все просто, на реализацию, которая не факт, что вообще получится, уйдет немереное число мучений. Но есть ли другой путь?
Subscribe

  • О Нигерии в снегах

    Россия, безусловно, Нигерия в снегах, но она в снегах, да еще каких, и она Нигерия до морозных узоров на стеклах, потому что тот же Гугл, как,…

  • Бостон: самый европейский город в Америке, так ли это?

    Это мой большой ролик из серии «Интеллектуальных экскурсий», где сначала я показываю дорогу из Ньютона до Downtown Boston. Я объясняю свою цель:…

  • Страшная месть режима Путина

    У противостояния либерального сегмента общества и путинской власти, у которой, не смотря на все подтасовки и преувеличения, поддержка другой и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments