mikhail_berg (mikhail_berg) wrote,
mikhail_berg
mikhail_berg

Чемодан. Вокзал. Израиль

Оригинал текста

Среди признаний, мне доступных, одно в равной степени постыдное и симптоматичное: я немного болею за "Зенит". Немного еще шью. Очень немного, почти несущественно, но все-таки болею (раз в два месяца что-то смотрю), и главное – почти непроизвольно. Само собой получилось.
То есть я прекрасно понимаю, что болеть за "Зенит" нельзя. Во-первых, нет даже во-первых. Там все - от Газпрома и Миллера, псевдоПитера и ленинградских традиций до отсутствия самоокупаемого шоу - вызывает сомнение, что речь вообще может идти о футболе. И, однако, когда с отчетливой неловкостью я смотрю за тем, как "Зенит" играет с любым другим соперником, я болею, то есть желаю выигрыша именно ему.
Думаю, мотивация здесь не важна: почему я олицетворяю какую-то часть себя с Халком и Витселем в майках питерских футболистов. Паллиатив патриотизма, форма извинения за покинутую малую родину, реплика благодарности деду со стороны матери, который таскал меня на футбол в раннем детстве. Для всего дальнейшего мотивация, объяснение, почему я болею за "Зенит" - не имеет значения. Ведь "Зенит" - это то же самое, что евреи.
То есть люди любят и болеют за свою нацию, вне зависимости от того, читали или нет Бенедикта Андерсона, полагающего нацию - воображаемым сообществом. Но даже если читали и даже если согласны с воображаемой (иллюзорной) сущностью нации, это совершенно не мешает им болеть за "Зенит". То есть за евреев. Калмыков, друзей степи, монголов, обитателей юрты, египтян, преемников территорий с пирамидами.
То есть сколько бы ни было высказано аргументов по поводу фиктивности нации, это не мешает любить ее так же необъективно и очень часто бессознательно, как я люблю "Зенит".
Поэтому если вы - болельщик, если любите свою нацию так же постыдно и необъективно, как я "Зенит" ("Зенит"-то - фуфло порядочное), то все остальное не для вас. Потому что я буду выстраивать ряд аргументов, а как мы уже поняли: любовь - зла, полюбишь и козла Тимура. Опровергнуть такие вещи как любовь к своей нации (трижды воображаемому сообществу) или политические убеждения, невозможно.
Поэтому я буду обращаться не к болельщикам, а к тем, кто по совершенно разным причинам готов олицетворять себя с объективностью. То есть искать на солнце пятна и не считать, что в этом мире есть абсолютные, как полюса вечного тепла и холода, добро и зло. Причем добро - это то, с чем вы себя олицетворяете, а зло – то, что этому добру противостоит.
Почему я заговорил о зле и добре? Потому что если вы болельщик за страну Израиль, то есть за евреев, то вы, скорее всего, полагаете, что Израиль, как полюс добра и света, противостоит злу и мраку под видом палестинцев (арабов, мусульман). То есть вы даже их не называете палестинцами или арабами, потому что тогда в самой артикуляции появляется что-то субъективное (мол, есть арабы плохие, но есть, возможно, арабы и хорошие).
Нет, вы сразу называете их террористами (лучше международными), экстремистами, варварами из худшего варианта средневековья, которым противостоит полюс света и цивилизации - наш "Зенит". То есть я хотел сказать, Израиль.
И я без дураков никого не осуждаю: если я способен болеть за "Зенит", когда он играет с вполне себе футбольной командой типа Валенсии или Леона, то что мешает другим считать Израиль - лучезарным и светоносным? "Зенит" точно не лучше Израиля, а я за него болею, то есть демонстрирую необъективность. И не мне осуждать того, кто демонстрирует любовь и необъективность по отношению к своему объекту любви и своей необъективности.
Потому что если вы будете проявлять позорную объективность, то вам придется признать, что здесь не евреи светоносные с варварами-террористами борются за мировое общественное мнение и оккупированные Израилем (или спорные, по его мнению, территории). А одна система аргументов с другой системой аргументов сражается, и у каждой системы есть свои сильные и слабые стороны.
Но это только в том случае, если Израиль не "Зенит"; потому что я, например, тысячу раз вижу, что "Зенит", если сравнивать его, скажем, с Баварией или Барсой - это нечто другое, нежели футбол, но все равно почему-то болею за "Зенит". Может, потому что родился на улице Красной конницы? А раз так, то нет никакой возможности объяснить болельщику Израиля, что у него, как у политического образования, могут быть ошибки, а не только достижения. И что борется здесь не добро со злом, а одна правда с другой. И значит, надо как-то этим правдам договариваться.
Но это только если вы не болельщик Израиля, потому что если вы - болельщик, то договариваться вам просто не с кем, нет ни объекта, ни субъекта договора, потому что с варварами из мрачного Средневековья не договариваются. Варваров отправляют в ад прошлого, то есть в небытие. Да и как еще можно относиться к террористам?
Но если вы не болельщик, то вы в состоянии признать, что нет преступных наций, тем более, если вы читали про воображаемые сообщества, а есть разные социальные агенты (люди, по-нашему), у которых есть разные социальные стратегии. То есть в любой нации присутствуют, говоря по футбольному, плохие и хорошие игроки. И пусть вам до самых печенок не нравятся игроки из группы B, в ней есть игроки лучше и хуже, и футбольная судьба у них будет и есть - разная.
Но это, если вы не болельщик. Потому что если вы болельщик, то вас изумляет только одно: почему ты не любишь футбол так (и мою футбольную команду, в частности), как я ее люблю? И тогда для вас каждый забитый в ворота мяч - повод задаться вопросом, неужели вы до сих пор не осознали, что мой "Зенит" - ослепителен, и болеть за него, - значит, болеть за цивилизацию футбола против футбольного варварства и терроризма.
Это, конечно, не означает, что вы считаете акт футбольного терроризма - правильным или допустимым, ничего подобного. Просто если один футболист ставит подножку другому, то удаляют с поля проштрафившегося футболиста, а не всю команду. Или даже не всю футбольную лигу.
Но это если вы - не болельщик. Потому что если вы - болельщик и болеете за "Зенит", то вам любое лыко в строку. И вы не понимаете, как после откровенно грубой игры футболиста Н зрители трибуны Е не понимают, что вся команда Н должна быть четвертована за неправильное владение мячом? И за создание искусственного офсайда.
Потому что если вы - болельщик, вы никак не сможете понять, что трибуна Е любит совсем другой футбол, нежели показывает команда "Зенит". Да и чем руководствуются менеджеры команды, предпочитающие не брать в команду черных игроков. Для трибуны Е - это обыкновенный расизм. И они, ничего не поделаешь, играют по другим правилам. И даже если игрок соперника "Зенита" наказан за фол последней надежды, грубо выполнив подкат и причинив игроку травму, то колесовать за это всех болельщиков команды соперников "Зенита" не кажется трибуне Е правильной стратегией. Нам такой футбол не нужен.
Но это если вы - не болельщик "Зенита", потому что в противном случае - ни мои наивные аргументы, ни пристрастия трибуны Е приняты не будут. Ведь болею же я за "Зенит", невзирая ни на что, а чем другие хуже?
Subscribe

  • Гагарин - Белка и Стрелка

    Борхес утверждал, что самые простые вещи это те, что открываются в последнюю очередь. Полёт Гагарина к ним не относится. То, что это событие, по…

  • За что украинцы ненавидят русских

    Угрожающее скопление русских войск на украинской границе обострило чувства и выявило ряд неочевидных свойств. Понятно, почему угроза войной –…

  • Триединство волка, козы и капусты

    Александр Морозов – проницательный наблюдатель постсоветской действительности, иногда, возможно, от природного добродушия пишет вещи, кажущиеся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment