mikhail_berg (mikhail_berg) wrote,
mikhail_berg
mikhail_berg

В интернет-газете Каспаров.ру вышла статья

Переходящий враг


Оригинал текста

Люди, не совсем забывшие совок, помнят, возможно, такой общественный инструмент как переходящее красное знамя. В принципе обыкновенный пропагандистский фетиш, замещавший материальную заинтересованность. Хотя более внимательные наблюдатели способны были разглядеть в нем и возрождающуюся птицу Феникс, и круговорот воды в природе, и идею о перерождении души, о смене любовниц как перчаток и даже уловку женского кокетства: в угол, на нос, на объект.
Мы вообще подчас недооцениваем интеллектуальную нагруженность пропаганды, которую продумывают и осуществляют люди пусть и циничные, но, так сказать, начитанные и неслучайные.
Понятно, что мы сейчас о современном варианте переходящего красного знамени, об образе врага, который с такой легкостью и скоростью меняет свое лицо, что это какой-то переходящий враг. Геи, пятая колонна, нацпредатели, украфашисты, злобные пиндосы, исламские террористы, игиловцы, беженцы, наконец, турки и их коварный предводитель Эрдоган.
Многих изумляет сама быстрота смены вражеских образов - псевдоумирание (переход в пассивное состояние) одних, и возрождение из пепла новых буквально по щелчку. Смена объектов в руках фокусника, смена блюд в трапезе, смена лозунгов в колонне демонстрантов, смена речевок с трибуны мавзолея, смена костюмов мимом.
Понятно, что здесь важна предварительная подготовка аудитории (почвы, она готовится культурой), а это особая тема. Но я хотел бы предположить, что среди изобретателей самого феномена - переходящего врага - люди, как и в случае с советской предысторией, грамотные и интеллектуально основательные. Более того, я бы предположил, что они хорошо знакомы не только с советской версией идеологического воздействия на широкие массы зрителей, но и рефлексией на советскую пропаганду со стороны их наиболее впечатлительных и проникновенных критиков - концептуалистов.
Прошел ли хоть один московский концептуалист мимо лакомой возможности деконструировать советский лозунг? И Пригов, Орлов, Чуйков, Кабаков и, конечно, Булатов с его словами-лозунгами "Не прислоняться", "Опасно", "Единогласно". Сколько раз обыгрывалась в практиках концептуалистов сама ситуация, когда аудитории показывается какой-нибудь лозунг, и толпа мгновенно выполняет команду: стоять, сидеть, лаять, восторгаться, горевать, засыпать, просыпаться.
Припоминаю и кумачовую растяжку Монастырского в заснеженном лесу: "Я ни на что не жалуюсь, и мне все нравится, не смотря на то, что я здесь никогда не был и ничего не знаю об этих местах ". Понятно, что не концептуалисты изобрели способы манипулирования сознанием, но именно они наиболее отчетливо исследовали этот феномен с советской пропиской художественно-психологическим образом. То есть с помощью изъятия смысла из тела лозунга и обнажения его манипулятивной структуры.
Так вот идея переходящего врага, на мой взгляд, происходит не только из советской и нацистской (вообще тоталитарной) пропаганды, не только учитывает исследования способов манипуляции массовым сознанием, скажем, во франкфуртской школе или у таких западных психологов, как Берн, Хорни, Лебон. Но и на основе практик советских концептуалистов, дешифровавших процедуру манипуляции применительно к родной русско-советской среде.
Ведь идея манипуляции сознанием, в том числе, с помощью лозунгов и созданием образа врага - конечно, не русское ноу-хау. Приоритет путинской пропаганды образа переходящего врага в кинематографичности, скорости смены кадров, спокойной работе оператора, переключающего внимание с одного объекта на другой без какой-либо видимой потери интереса к объекту (хотя по идее, скорость переключения должна оборачиваться потерей внимания реципиента, чего мы пока не наблюдаем). Такое ощущение, что реципиент загипнотизирован, что он готов воспринимать переходящего врага без какой-либо поправки на смысл, что перед нами собака Павлова, которой вырабатывают условный рефлекс: есть, лаять и пить по звонку.
Но даже Павлов в своей знаменитой нобелевской речи, напомнил, что далеко не все собаки в одинаковой степени готовы усваивать условные рефлексы, называемые им ассоциацией, и - парадоксально - отнес русский культурный тип к числу тех, кто менее способен к усвоению позитивных условных рефлексов.
Я, безусловно, не симпатизирую теориям с расовой подоплекой, я не верю в расовую или национальную предопределенность, только в сумму социального опыта и его фиксацию в виде традиций, привычек и обычаев. Но идея того, что в русской культуре чаще возникает привязанность к словам (оболочкам), а не к фактам, имеет форму рифмы с нашей проблемой обнаружения невиданной легкости появления феномена переходящего врага.
То есть я с удовольствием услышу контраргументы, что явление переходящего врага универсально, и существует много культур, в которых враг по щелчку пальцев манипулятора меняет географические, конфессиональные, культурные и расовые координаты. Еще раз - инструмент мобилизации общества с фокусом на внешнем враге по древности равен истории. Скорость и легкость смены личины врага в русском общественном пространстве мне кажется если не феноменальными, то выдающимися.
Вот так это начинается, новое состояние общества с удивительной гибкостью. Сначала общество репетирует тоталитарные реакции на одном глобальном образе классового врага, и тратит на это три четверти века, пока не рассыпается в изнеможении. Перед закатом появляются художники, которые исследуют язык манипуляций и показывают, что манипулятивный жест может существовать почти вне смысла: какой приказ поднят над головой, такой аудитория и выполнила.
А затем начинается вторая фаза существования этого же общества, которое, как выясняется, совсем даже не разрушилось, а лишь трансформировалось. И на некоторое время претворилось мертвым, сонным, чтобы в анабиозе переждать самое трудное. Причем так, что смысл из знака выветрился окончательно: и можно уже указывать на произвольный предмет и обозначать его как фашист, террорист, педераст, нацпредатель. И аудитория без тени критики и смущения соглашается с обозначением и умудряется со скоростью циркового мага встроить новый образ врага в свою историческую и культурную идентичность. Благо она подготовлена, как почва к озимым.
Если вы полагаете, что досмотреть до конца этот эксперимент академика Павлова по выработке рефлекса переходящего врага (при всей - соглашусь - опасности эксперимента) - не занимательно, то я скажу, что вы не цените уникальность. Мне кажется, среди участников затесался чемпион по социальной внушаемости и рекордсмен Книги рекорда Гиннеса по перемене морды врага. Раз - и она та, на какую укажет перст манипулятора. Раз - и это вы.
Subscribe

  • Гагарин - Белка и Стрелка

    Борхес утверждал, что самые простые вещи это те, что открываются в последнюю очередь. Полёт Гагарина к ним не относится. То, что это событие, по…

  • За что украинцы ненавидят русских

    Угрожающее скопление русских войск на украинской границе обострило чувства и выявило ряд неочевидных свойств. Понятно, почему угроза войной –…

  • Триединство волка, козы и капусты

    Александр Морозов – проницательный наблюдатель постсоветской действительности, иногда, возможно, от природного добродушия пишет вещи, кажущиеся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments