mikhail_berg (mikhail_berg) wrote,
mikhail_berg
mikhail_berg

В интернет-газете Каспаров.ру опубликована статья

Каноническое немиролюбие

Оригинал текста

Громкий скандал вокруг откровений протоиерея Чаплина, скорее, свидетельствует о легкомысленном отношении к религии в нашем обществе, чем об экстраординарной бесчеловечности, в которой заподозрили отставного иерарха. Чаплин, безусловно, человек неприятный, с отчетливым отрицательным обаянием, но в его словах очень мало, так сказать, ереси. Понятно, это всего лишь одна из возможных интерпретаций православия (и шире - христианства), но интерпретация не так далекая, как может показаться, от канонической точки зрения.
Все религии, не только православие (то есть и остальные конфессии), не только христианство - все поддерживают свое родное государство, расправляющееся с врагами. Как внешними, так и внутренними. Понятно, что существуют отдельные священники, которые - по личным мотивам (психология, убеждения, воспитание) - не соглашаются с каноническим взглядом своей религии и проявляют неканоническое миролюбие. Такие священники есть и будут во всех религиях и конфессиях, но это не отменяет того факта, что религия практически всегда на стороне государства в трудный для государства час (если, конечно, само государство не уничтожает религию в рамках своей атеистической догмы).
Никакие жертвы во время войны не пробуждают в государственной религии миролюбие и требование прекратить войну, обращенное к своему государству. К чужому, с которым родное государство воюет, ради бога, сколько угодно. Прекратите бесчеловечное братоубийство (если враг наступает), вспомните заповеди Христа (Магомета, Будды и т. д), прекратите свои дьявольские игры.
Но свое правительство всегда, в общем, право или право по существу. И количество жертв среди врагов (их возраст, гендерный состав: то есть пресловутые дети, женщины и старики) не имеет никакого значения. Убивать врага вполне в религиозном каноне - иначе, зачем государству эта религия вообще сдалась. А государство религию поддерживает, даже если церковь отделена от государства. Не как кукушка и петух, а как братья по крови. По положению в обществе, подчас даже по экономическим интересам. Поэтому и лить чужую кровь канонически религиозному человеку не западло.
"Во вceй мoeй жизни был тoлькo oдин cлyчaй, кoтopый и мeлким нaзвaть нeльзя, a rлaвнoe, я нaвepнoe знaю, чтo тyт yжe никaкиx coмнитeльныx пoбyждeний y мeня нe былo, a влaдeлa мнoю тoлькo oднa дoбpaя cилa. Eдинcтвeнный paз в жизни иcпытaл я пoлнoe нpaвcтвeннoe yдoвлeтвopeниe и даже в нeкoтopoм poдe экcтaз, тaк чтo и дeйcтвoвaл я тyт бeз вcякиx paзмышлeний и кoлeбaний. И ocтaлocь этo дoбpoe дeлo дo сих пор, дa, кoнeчнo, и нaвeки ocтaнeтcя, caмым лyчшим, caмым чиcтым мoим вocпoминaниeм, Hy-c, и былo этo мoe eдинcтвeннoe дoбpoe дeлo — yбийcтвoм, и yбийcтвoм нeмaлым, ибo yбил я тoгдa в кaкиe-нибyдь чeтвepть чaca ropaздo бoлee тыcячи чeлoвeк".
Как думаете, кому убийство тысячи человек за четверть часа - самое главное доброе дело в жизни и самое чистое воспоминание? Конечно, человеку военному. Но только военный человек так никогда не скажет, и не потому, что стесняется. А потому что у него нет возможности артикулировать свои мысли с такой отчетливостью. Это речь интеллектуала, религиозного философа и совсем даже не православного мракобеса, а убежденного экумениста, неровно дышащего в сторону католицизма - Владимира Соловьева. Цитата из его последней работы, задуманной как философское завещание "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории", где весьма условные персонажи: генерал, политик, князь, дама (конечно, наивная) беседуют на разные темы, в том числе об отношении к войне и армии (хотя больше о конце истории и света).
Процитированные слова вложены в уста генерала, но генерал в данном случае протагонист автора. Его, так сказать, сокровенный голос.
Владимир Соловьев, многим известен, ну хотя бы тем, что не только отстаивал, но и придумал термин панмонголизм (хоть слово дико), в какой-то мере предтеча евразийства. Но этим, то есть идеей исторической мести Востока Западу русского интеллектуала не удивишь. Скорее, труднее сыскать того, кто был последовательным западниками и не потерял своих убеждений при попытках пошатнуть русскую империю (хотя бы с помощью очередного польского восстания). Соловьев, во многом, таким западником оставался. По крайней мере, в ипостаси "дневного философа" (на дневного и ночного разделял его Бердяев).
Но при этом Соловьев был, конечно, человеком, я бы сказал, вдумчивых христианских убеждений. И, без сомнения, знал об отношении к войне и убийству, как инструменту религиозному, отцов церкви (в католицизме) и Святых отцов (в православии).
Скажем, блаженный Августин, никого не удивляя, считал, что война - полезна, а "заповедь не убий отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога или, будучи в силу его законов (то есть ввиду самого разумного и правосудного распоряжения) представителями общественной власти, наказывают злодеев смертью".
Заметили, кто является распорядителями заповеди не убий - представители общественной власти. Уж они-то точно знают, кого убий, а кого нет. А убивать по закону - вообще естественное дело.
А вот митрополит Филарет (Дроздов): "Бог благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию". Думаю, такая позиция и Путину бы понравилось. Чтобы не заржавело оружие, есть у нас и Сирия, и Донбасс с Крымом. Да и немирные люди, не дающие сохранить нам приобретенное, нам же и известны, они все с реки Потомак, Терек, Днепр или Темза.
Наивный человек (например, дама у Соловьева) мог бы, конечно, спросить: а как же заповедь "возлюби врага своего" и прекраснодушный совет "подставить другую щеку"? Увы, это совсем другая сторона религии, о которой во время войны или лихолетья и вспоминать смешно. Вот как, например, святитель Димитрий Ростовский, разъяснял учение Нагорной проповеди о любви к врагам: "Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры… Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви".
То бишь есть враги, как враги, им можно и щеку от нечего делать подставить, но есть враги церкви нашей возлюбленной (а разве враги государства нашего богоспасаемого - не враги церкви нашей, спросите у патриарха Кирилла, он все знает), то они как бы мгновенно исключаются из числа хороших врагов и становятся врагами плохими. Смерть для которых - милость. Границу же между ними проведут те самые представители общественной власти, которую мы знаем как облупленную. За нее, кстати говоря, святитель и предлагает положить душу свою христианскую.
Я, безусловно, - не бывший певчий, и, несмотря на все приведенные и иронически откомментированные цитаты (кстати, есть и другие, с более сложным контекстом), не буду говорить, что религиозность - синоним мракобесия, глупости и самообмана, я знал и знаю достаточное число умных, проницательных и талантливых людей, вполне при этом религиозных. А уж то, что религия подчас - психотерапевт покруче вашего Фрейда, и говорить нечего. Стаж больше. Но это не отменяет одного, но важного для нас обстоятельства, вызванного неожиданным откровением протоиерея Чаплина: любая религия чаще всего легитимируют совершаемые государственной властью убийства, как внутри страны, так и вне ее. Исключения есть и будут, но правило, на мой взгляд, неизменно.
Subscribe

  • Бостон: самый европейский город в Америке, так ли это?

    Это мой большой ролик из серии «Интеллектуальных экскурсий», где сначала я показываю дорогу из Ньютона до Downtown Boston. Я объясняю свою цель:…

  • Страшная месть режима Путина

    У противостояния либерального сегмента общества и путинской власти, у которой, не смотря на все подтасовки и преувеличения, поддержка другой и…

  • Колонка на канале Newsader

    Это видеоролик, записанный по мотивам предыдущего текста о Марии Колесниковой и Алексее Навальном «Последствия героического поведения». Это если…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments