mikhail_berg (mikhail_berg) wrote,
mikhail_berg
mikhail_berg

Я Пастернака не читал (к полемике по поводу выставки "Запретное исскуство")

Что имел в виду Вольтер, утверждая, что религия существует с тех пор, как первый лицемер встретил первого дурака? Что религия – это вид древней власти, позволяющий одним манипулировать другими. И, понятное дело, автор «Кандида» не был бы столь резок, если бы те, кто манипулирует, не манипулировали бы практически всегда в пользу власть предержащих. Именно игра церкви на стороне классовых привилегий и сословных отличий против идеи равных гражданских прав вызывала раздражение философа.

Уверяя, что всякая власть от бога, церковь без стеснения занимает сторону сильного, то есть государства в его противоборстве с обществом, и почти никогда не проигрывает, призывая общество к покорности и смирению. В истории православия было лишь несколько моментов, когда церковь пыталась играть не на стороне мракобесов, а заступалась за слабых. Однако после того, как Петр I железным сапогом раздавил, размазал о державный порог позвоночник православия, превратив его – с тех пор инвалида - в министерство пропаганды, церковь лишь после октябрьской революции, попыталась встрепенуться в инстинкте самосохранения, но очень быстро превратилась, по словам поэта, в Трижды Краснознаменную дважды ордена Ленина Русскую Православную Церковь. То есть в разновидность отдела идеологии ЦК КПСС.

 

И, однако, именно советский период для русского православия был звездным часом. Власть только во время войны вспомнила о РПЦ, заголосив по-дурному с перепугу «братья и сестры», но в мирное время справедливо видела в религиозной утопии лишь конкурента для утопии коммунистической. Этот развод с властью был глотком воздуха для РПЦ, которым она, увы, не воспользовалась, держась за архаичную традицию повиновения и как огня опасаясь конкурентов и реформ.

Что происходит сегодня в России, и симптомом чего стал процесс против кураторов «Запрещенного искусства»? Смешно говорить о расцвете православия, скорее – о православном мракобесии. Даже если не перечислять священников, имеющих или имевших должности в НКВД-КГБ-ФСБ, не вспоминать о табачно-алкогольном бизнесе, который связывают с нынешним патриархом, не обращать внимания на демонстративно барский и нехристианский образ жизни с роскошными часами на запястьях иерархов, РПЦ все так же играет на стороне темных сил. Откровенна клерикализация официального православия, рвущегося к мирской власти и давно ставшего младшим партнером режима Путина-Медведева в процессе лишения граждан (паствы) прав во имя увеличения прав все той же власти. Все эти призывы к имперскому патриотизму, вся эта антизападная риторика, продуцирование нетерпимости к иноверию и инакомыслию, пропаганда конфессионального и национального превосходства, попытки прорваться в школу и в армию, то есть в общество, чтобы рулить в пользу церкви Путина, Медведева, Лужкова и пр. В той версии православия, которая навязывается сегодня обществу, прежде всего очень мало именно христианской толерантности, зато очень много великодержавной спеси и византийского лукавства.

Может ли современное искусство не реагировать на это? Только если оно слепо. Черная икра в серебряном окладе – это то же самое, что часы «Брегет» за 50 тысяч долларов на руке высшего православного иерарха, без стеснения талдычащего о приоритете духовных ценностей над материальными. Перед нами отчетливая критика наглого и самоуверенного клерикализма, который никогда не поднимает голос в защиту слабого, никогда не скажет: господин президент или господин премьер-министр – мочить в сортире своих собственных граждан, только потому, что они хотят свободы, что они не согласны с тем, как вы поделили народное добро и принадлежащую обществу власть,- это не по-христиански! Нельзя уничтожать меньшинство, противно заповедям кичиться силой, нельзя поддерживать ксенофобию и развращать общество - ваша власть не от бога, а от дьявола! Нет, никогда мы этого не услышим, потому что РПЦ всегда на стороне силы и богатства, на стороне традиционной тьмы, так как представляет собой – в огромной степени – сборище трусливых конформистов, умеющих устраиваться в жизни лукавых властолюбцев, а те немногие исключения, которые имеют, конечно, место быть, лишь подчеркивают правило. И, значит, нет той критики, которая была бы избыточна по отношению к современной русской церкви.

Сами художники и кураторы – это особая статья. Я с пониманием отношусь к тем, что говорит, что ему это искусство не нравится. Современное искусство не может нравиться, это изображение не красоты, а схемы мысли. Не прекрасная Елена, смежив синие веки и скрестив длинные ноги, позирует современному художнику, а границы между искусство и не-искусством, допустимым и возможным, утопическим и противящемся утопии. Никакого отдохновения, улыбка сквозь зубы в случае понимания и два-три полукивка подбородком. Это банальная истина: уровень свободы в обществе соответствует уровню понимания современного искусства. Серьезные музеи современного искусства появляются только, если гражданского общество уже существует и обладает силой. Это, конечно, ликбез, но есть еще и культурная вменяемость, то есть понимание того, что такое культурная иерархия и кто в многообразной и разнокалиберной российской культуре сегодня обладает мировым признанием?

То есть то, что Россия может продавать только нефть, газ и прочие полезные ископаемые, знают все. А вот то, что именно те художники, что были выставлены Ерофеевым и Самодуровым, единственные признанные мировым сообществом, как культурная ценность, почему-то не афишируется. Сказать, я, там, Кабакова или Булатова в упор не вижу, не люблю-не понимаю, то же самое, что в начале позапрошлого века это же сказать о Пушкине, в середине прошлого – о Мандельштаме, а в конце его о Бродском. Не любишь, не понимаешь – пойди в интернет, набери фамилию в строке поиска, узнай то, что, как вроде бы культурный человек, знать должен: эти ребята – то немногое, чем, кроме нефти и газа, может гордиться страна. Потому что они единственные соединяют нас с историей, остальным миром и будущим, других мостков пока нет.

Subscribe

  • Огонь, дрова и дымоход

    Ненавидеть Путина и его режим легко. Ведь он огонь, беспощадно уничтожающий все на своем пути. А так как Путин (и режим его имени) движется в…

  • Поэма о дерматине (Кто тебя победил никто)

    Фильм Л. Аркус – как любое высказывание, претендующее на эпохальность, о тайной любви. Вроде как о людях, но и о том, что важнее людей и примет…

  • Секс как частный случай

    Хотя фейсбук продолжает спорить о Нобеле для главреда «Новой газеты», которого, несмотря на уважительное отношение к самой газете, далеко не весь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments