mikhail_berg

Categories:

Игра престолов как рецепт

Ценность эстетических пристрастий в том, что они как бы неоспоримы. Мне не нравится, говорим мы, и оспорить это непросто. Это как ребёнок с едой, когда он даёт бой родителям, напирая на свой вкус. Попробуй возрази: ведь он не говорит, что это плохо, просто не нравится.

Зато какой простор для того, чтобы дистанцироваться от всего, что претит, что унижает, что не возвышает, пусть и по разным причинам. Мне не нравится, я не смотрел ни одной серии, меня от этого тошнит: и сразу выстраивается диспозиция: с одной стороны рабы массовых предпочтений, с другой - я (и немногие рядом, чей вкус не массовый, но штучный).

Однако по отношению к феномену популярности доступно не только дихотомия: нравится - не нравится, хорошо - плохо, глупо - умно. Куда занимательнее другое: а почему та же «Игра престолов» (или любое другое явление попкультуры) столь популярно? О каких предпочтениях и тенденциях современного общества это свидетельствует? В чем причина успеха, которого желают достичь и другие конкуренты на сцене массового искусства, но не у всех выходит?

Ряд предположений об успехе «Игры престолов» кажутся само собой разумеющимися. Авторам сериала удалось найти правильное сочетание приемов достоверности в откровенно фантастическом, психологической убедительности поведения персонажей, хорошо нам знакомых ярких коллизий борьбы Алой и Белой розы и вездесущей сексуальности, роднящей зрителя со всем, что шевелится. А также идеологической рамки из современного либерализма, которая, конечно, совершенно лишена исторического правдоподобия, но ее появление может быть легко объяснено общей нотой доминирующей нереальности. Если огнедышащие драконы могут летать и сражаться, то почему, собственно говоря, персонажи фантастической саги не могут соизмерять свои действия с идеями либерализма, политической корректности и демократии последней четверти двадцатого века?

В основе популярности «Игры» (да и любого фэнтази) лежат общественные страхи и неудовлетворенные страсти. Страх перед современностью и уязвимостью собственной жизни легко рифмуется с жаждой эскапизма - бегства от реальности и возможности временной, но легальной прописки в фантастических обстоятельствах выдуманного мира, который похож на наш, но существенно безопасней.

Читать далее http://mberg.net/igra_prestolov_kak_pecept/

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.