mikhail_berg

Categories:

Годы и годы, и годы

Трамп переизбран на второй срок, Ангела Меркель умерла (дотряслась), Россия захватила Киев и всю Украину по просьбе более чем 90 процентов украинцев, оккупационные власти арестовывают неблагонадежных и геев, потому что гомосексуализм запрещён, украинцы массово пытаются получить статус беженцев в Европе, ими полны все европейские лагеря для мигрантов. Трамп наносит ядерный удар по китайскому острову, мир приготовился к концу света, в Британии к власти рвётся правая популистка, очень похожая и на Марин Ле Пен и английскую инкарнацию безумной Латыниной с ее идеями о допуске к избирательным урнам только при преодолении образовательных цензов. И очень хочется запретить смартфоны в школах (у нас уже почти запретили).

И при этом брутальном правом повороте большой, но ожидаемый прогресс высоких технологий: мобильник можно вмонтировать под кожу пальцев, домашний робот может управлять всей техникой в доме и мягко, через резиновую втулку делать минет, героиня-акселератка сначала надевает на лицо виртуальную маску (лицо можно менять как угодно) и мечтает освободиться от тела, превратившись в высокочастотную волну.

Короче, в наличии есть, кажется, все, чтобы причислить британский сериал «Годы» (Years and Years) к разряду фантастической антиутопии со всеми страхами, которые присущи людям, скажем так, демократических убеждений, боящихся наступления того, что они зовут тьмой фашизма, хотя потом сами же за него и голосуют.

Да, весь этот крутой правый поворот руля (ну что ж - попробуем) на фоне усложняющихся технологий мог бы остаться очередной страшилкой от режиссёра-либерала, кабы вся эта фантасмагория не происходила на фоне жизни обыкновенной манчестерской семьи (напомним, что МАнчестер, как ВОрчестер или ДОрчестер имеют ударение не как мы привыкли, а на первом слоге), эта семья описана в равной степени с юмором (скажем, автора «Сандро из Чегема) и с беспощадностью чёрного юмора по рецепту Монти Пайтон. И это соединение, казалось бы, непредставимого и невозможного реванша правых во всём мире с очаровательными и смешными буднями братьев, сестёр, бабушки, из сыновей, внуков (Бабушка, Илико и Илларион), любовников и любовниц кажется осмысленным режиссёрским ходом. Ужасный, корявый порез выглядит достоверным только на небритой щеке. Весь быт этой манчестерской семейки - одна небритая щека, но это именно британская небритость, не путать ее с небритостью российской.

Однако когда от серии к серии показывают, как именно правый популист в юбке на пальцах объясняет принципы обольщения, и как люди, склонные вроде бы к британскому юмору и недоверию к пафосу начинает примерять на себя одежды популизма, смотрятся в зеркало и нравятся себе, в очередной раз становится понятным, что человеческий опыт не может остановить все, что катится с грохотом с горы и издалека пугает, а вблизи, внутри полно очарования. У человечества девичья память.

Да, многое в Британии 2020-х начинает происходить, как в Веймарской Германии или у нас в лихие 90-е, рушатся банки, теряют жилье и работу ещё вчера уверенные в своём будущем люди, и на фоне социального дискомфорта начинают исподволь верить в чудо, которое при трезвом взгляде издалека - грубоват нарисованный очаг, закрывающий дверь в царство чудесного.

Чем дальше, тем меньше оснований считать происходящее антиутопией, зрителя не сбить с панталыку радостями науки и техники, он понимает, что это происходит здесь и сейчас, не в туманном Альбионе в середине 20-х нашего века, а прямо у нас за окном, где тот же Трамп, которого на время меняет Пенс в качестве зицпредседателя, так как всем продолжает рулить совсем слетевший с катушек Рыжий: знакомо? Консервативный реванш, власть мракобесов-популистов пробивается как трава сквозь асфальт везде, где есть асфальт и зелёная травка.

И я почему-то вспомнил мой давний разговор с умницей и сидельцем Веней Иофе, который рассказал мне в конце 1980-х, как менялись убеждения политических заключённых в лагере. Грубо говоря, политзэки имели либерально-просветительский бэкграунд (типа свобода слова исправит все сама) и националистический. Так вот тяготы тюремного срока резко ослабляли либеральные убеждения и, напротив, усиливали националистические. Так, оказывается, легче выжить, если веришь не в то, что свобода лучше чем несвобода, а в то, что национальные интересы выше индивидуальных.

Фабула сериала «Годы» и есть в каком-то смысле ретроспективное предсказание происходящего сегодня, когда в течение нашего лагерного срока (а мы все так или иначе зеки или выпущенные вчера на поселение, или по условно-досрочному) популисты правого толка ощутимо теснят либералов с их песней про институты и честные выборы не сердцем, а умом. В трудные времена все больше льнет к сердцу нас возвышающий обман о принадлежности к тому, что лучше, чище и значительнее, чем ты да я, да мы с тобой. Когда щека настолько заросла щетиной, любой порез выглядит достоверным как мантра про ценности предков и благотворность традиций. Что твой Экклезиаст: что было, то и будет, против самообмана нет противоядия.

Кстати, британскую Марин Ле Пен зовут Вивьен Рук. Режиссёр подсказывает совсем уж очевидное: Вивьен от латинского vivus - живой, живущий. Рук (rook) - шулер, мошенник. Вечно живой мошенник: ведь обмануть меня не трудно, я сам рад.

Читать оригинал https://newizv.ru/comment/mihail-berg/09-07-2019/uderzhat-nelzya-vlast-mrakobesov-populistov-probivaetsya-kak-trava-skvoz-asfalt?fbclid=IwAR2HzC0KrovyuV0_kuHYQpINHxHKlHeJPeTdDjEmTdnaEDomZrvsI665pmA

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.