mikhail_berg

Categories:

«Коммерсант» как уловка 22

Кончина Шуры Тимофеевского дала, казалось бы, естественный старт апологетическим текстам, мифологизирующим и его роль в создании «Коммерсанта» и других изданий нового русского капитализма, и сами эти издания. Тимофеевский предстает чуть ли ни отцом нового русского журнализма, создателем его языка, а сами издания – образцом стилистического совершенства и изумительной, сегодня утерянной, и оттого как бы более ценной, точности.

Совсем не только потому, что я все 90-е много писал и для «Коммерсанта», получая премии за статьи, и для «Русского телеграфа», куда после очередной размолвки ушла часть редакции с хороводом авторов, я вижу эту ситуацию в ином ключе.

Конечно, никто особый язык «Коммерсанта» не создавал: ноу хау состояло в том, чтобы поставить к журналистского станку интеллектуалов-гуманитариев, оставшихся в голодные перестроечные годы без какого-либо заработка. Установка была одна: без научного аппарата и фразеологии, то есть спустить стиль на пару этажей вниз; а если говорить о каноне стиля, то его создавал, скорее, Максим Соколов, соединивший вместе постмодернистскую игру, вышедшую из модного приговского вышучивания серьезного и помпезного письма, и консервативный фундамент. 

Игровая оболочка (а то, что это – оболочка, вроде наволочки, выяснилось очень скоро, при обретении ею механистичности, трафаретности и сериальности) представала как бы продвинутой, но самое главное – скрывающей консервативную начинку. Игра позволяла проглотить ее с большей легкостью, но и это противоречие становилась источником многочисленных конфликтов, ставших огнями маяка, который естественным образом привел Максима Соколова на страницы путинского официоза.

И этот дрейф тоже был во многом каноническим для большей части законодателей моды коммерсантского стиля, из «Коммерсанта» рекрутировали пресс-секретарей президента, советников политического истеблишмента, спичрайтеров таких фигур политического ландшафта, как Чубайс и Кириенко. И это не противоречие, не следование в фарватере переменчивой эпохи, а вполне сознательный дрейф, содержавшийся в роли «Коммерсанта», как ее понимали идеологи издания, если они были, а не плелись в хвосте общей редакторской инерции.

Читать далее http://mberg.net/kommersant_kak_ulovka_dvdcat_dva/

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.