mikhail_berg

Categories:

Ходит коронавирусная песенка по кругу

Амбивалентность русского сознания выражается в двух, казалось бы, противоречивых проявлениях – государствоцентричности и анархизме. И первое, и второе более чем понятны, даже банальны, исторически обусловлены, но вместе образуют взрывную смесь.

То, что государство более ценно, чем человек – навязывается русской властью на протяжением веков, это патентованный способ манипуляции личностью, и на ее основе строятся все потемкинские деревни русской идеологии, позволяющей свои интересы выдавать за государственные и требовать веры этому тождеству, как чему то реальному и очевидному. Но в данном случае важно не то, что это часть механизма манипуляции, а то, что это реально поддерживается многими.

И одновременно с этой версией великодержавного патриотизма, которая позволяет использовать человека как строительный материал, в том же самом человеке, который вроде бы тот самый винтик, присутствует такой запас анархизма, неверия никому и ничему, что странно только тем, как это уживается в одном сознании и не разрывает его? Не менее, впрочем, интересен вопрос, почему этот анархизм, это недоверие, казалось бы, любому авторитету, не распространяется на веру русского человека, что государство ценнее, важнее, чем он? И то же самое касается власти, к которой вроде как нет никакого доверия, когда она дает прогноз погоды, объявляет курс валют, советует покупать рубли или призывает прививаться своей самой лучшей в мире вакциной. 

Чтобы власть не делала, ей доверия ноль, но за одним и принципиальным  исключением: власть, грубо говоря, во внешней политике, там, где она представляется государством, оказывается в зоне исключения и презумпции доброжелательности и удивительной веры. Там, где власть обращается за пределы государственных границ, где она на государственных котурнах, она априорно права, и это как бы не обсуждается.

Физически это очень приблизительно представляет схема странного равновесия между центробежными и центростремительными силами: анархизм, причем яростный, природный, утробный, не поддающийся никаким убеждениям, но направленный исключительно внутрь государства. И при этом почти полное отождествление себя с государством, если оно говорит от лица как бы всех, указывает этим всем на наше духовное (конфессиональное) превосходство и вообще демонстрирует им кузькину мать и ее внебрачную дочь махроть всея Руси. 

Именно поэтому, например, русский столь беспощадно насмешлив по отношению, не знаю, к футболу или к продуктам отечественного автопрома и электроники, этим ё-мобилям и йотафонам, но при этом не сомневается, что русский мир – что-то уникальное и неповторимое, перед чем все остальные должны снимать шляпу и почтительно склонять голову. Хотя неповторимым, если оно есть, является как раз это сочетание все разрушающего анархизма, сомнения и отказа от веры любому авторитету, и при этом вера на голубом глазу почти любой собственной пошехонской власти, врущей как сивый мерин, когда она, как лягушка-царевна, оборачивается государством и начинает грозить отселе шведам или прочим безголосым немцам. 

Несовместимо с законами физики, но при этом реально, как колесо, которое шатается, держится на соплях, но едет, и до Москвы вряд ли доедет, а вот до самого града Китежа - вполне.

http://mberg.net/hodit_koronavirusnaya_pesenka_po_krugu/

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.