mikhail_berg

Category:

Поэма о дерматине (Кто тебя победил никто)

Фильм Л. Аркус – как любое высказывание, претендующее на эпохальность, о тайной любви. Вроде как о людях, но и о том, что важнее людей и примет времени, и задача автора освободить явление от шелухи, в чем фильм принципиален и последователен. 

Это фильм не столько о Демидовой, сколько о шестидесятничестве, которое она в фильме воплощает и персонифицирует. О роли шестидесятников, не вполне пОнятых и оцененных, о том, что для автора фильма – главное: айсберг, отчасти ушедший под воду, но остающийся тайной болью и надеждой.

Этот прием становится понятным сразу. Фильм вроде как подробно (иногда слишком) рассказывает о конкретной судьбе Демидовой, но те характеристики, которые подбирает автор фильма для ее жизненной и творческой стратегии, в рамках процедуры символизации оказываются описанием явления и стратегии шестидесятничества. Демидова чурается общих мест, она одинока в толпе, она пытается не плыть по реке времени и пользуется любой возможностью, дабы заявить о своей отдельности. И зритель понимает, что это не только и даже не столько о ней, потому что Демидова играет себя (иногда достоверно, совпадая с ожиданиями, иногда нет), но при этом игра в отстраненность, в несмешиваемость, отдельность, это - все характеристики, которые режиссёр накапливает как радиацию, дабы сплести узор внятный и отчетливый о шестидесятых годах, как отдельном эстетическом и мировоззренческом явлении. 

И за этой настойчивостью и неутомимостью в суммировании деталей и доводов, в невозможности остановиться и посчитать свою задачу выполненной, сквозит легкий налет сомнения, неуверенности, что выдвигаемое автором на авансцену - таково же для зрителей фильма. И вообще для истории культуры. 

И уже к середине фильма зритель понимает структуру мифологемы шестидесятничества: оно описывается как то, что вроде как существует в советскую эпоху, но советского чурается и от советского отстраняется. Что формально зависимо, как зависим был любой режиссер театра или кино от идеологии и цензуры, но при этом представляет собой жесты и высказывания самоценные, узоры и формулы поверх времени. Как то, что время преодолевает и использует только как вынужденную опору, стропила, леса строящегося здания.

Читать далее http://mberg.net/poema_o_dermatine/

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.