mikhail_berg (mikhail_berg) wrote,
mikhail_berg
mikhail_berg

В Еже опубликована статья

Запад и ностальгия

С легкой руки Бориса Березовского - из его последнего контрабандного интервью корреспонденту Форбс – в российской блогосфере стали опять модными две темы: разочарования западника в Западе, когда он на этом Западе поселяется всерьез и надолго, и ностальгии. Характерно, что в этом интервью Березовский вполне совпадает с советским образом хрестоматийно глупого и неблагодарного эмигранта, который непрерывно льет слезы о с дуру покинутой им прекрасной и неповторимой России, мечтая о невозможном возвращении, как о единственном счастье, и ругает мерзкий Запад, который его по недомыслию околдовал, запутал, привлек и погубил.
Это все, конечно, фигня. Фигня вполне пропагандистская, не имеющая никакого отношения к реальности. Среди огромного количества эмигрантов в Америке я практически не встречал людей, мечтающих вернуться в Россию, говорящих о России не только восторженно, а вообще положительно. Мерзкая Рашка, говорит себе и другим эмигрант, так как только таким образом может подтвердить правильность своего непростого и очень часто неверного решения: уехать из страны, в которой родился. А ностальгия, если и возникает, то лишь как вариант той самой клинической депрессии (в которую якобы впал Березовский, проиграв в Высоком Суде Лондона Абрамовичу), когда человеку становится так плохо, что он перестает жить на котурнах и спускается с картонных (котурных?) небес на грешную землю. А в том, что западная земля – вполне даже грешная (если использовать этот не вполне мне свойственный и точный эпитет), то это Березовский, человек, без сомнения, не глупый, мог убедиться на собственном опыте.
О том, что Запад – далеко не та сверкающая елочная игрушка, что светит нам из ярких детских снов, на «Еже» я уже писал в серии очерков на примере Америки. Чтобы не повторяться, добавлю, что тут дело еще в том, насколько допустимым является высокий стиль, иначе называемый пафосом. В чем, в чем? -  переспросит недоверчивый российский читатель, считающий, что речь должна идти о свободе слова, демократических институтах, судах, независимых СМИ и прочих атрибутах так называемого Запада, которые на Западе этом самом есть, а в России разительно отсутствуют. Вот, мол, и все отличия. Ничего подобного. Речь как раз не о существе дела, которое куда более туманно, чем кажется и хочется западнику на Западе, а о языке описания. То есть все вышеуказанные институты на Западе, конечно, есть, причем их присутствие, особенно поначалу, кажется русскому западнику на Западе ошеломляющим, особенно по сравнению с Россией, где эти институты иллюзорны, манипулятивны, то есть присутствуют только роскошными фасадами, за которыми пустота и обман.
Но в том-то и дело, что с течением времени и опытом, если, конечно, и первое, и второе подкрепляется беспощадной рефлексией, без каковой вообще ничего никогда не проявляется, и хваленные западные институты обнаруживают пусть не такую, как в России, но все равно зависимость и от кошелька, и от положения в обществе, которая, по меньшей мере, разочаровывает. Да, опять же, если сравнивать с Россией, то все эти институты здесь вроде бы работают. Но если сравнивать с идеальным Западом, который, как выясняется, присутствует в мозгу русского человека с рождения, типа шишки мудрости, то и институты – говно, и работают они совсем не так, как хочется. Не каждому, как Березовскому, пришлось в этом убедиться на собственном опыте, но здесь точно так же большая карьера делается почти исключительно по протекции, отпрыски богатых и влиятельных людей, из которых и состоит элита, совершают восхождение по лестнице успеха не благодаря собственным блестящим данным, а во многом благодаря семейным связям. Ну и так далее.
Однако вернусь к уже заявленной теме: одним из главных разочарований для русского западника на Западе является так называемый язык описания, или пафос, который принят в виде хороших манер на Западе и является практически запрещенным приемом самовосхваления в России. У нас в России говорить высоким штилем считается неприлично, хвалить в глаза собеседника, друга или самого себя – практически невозможно, даже члены партии жуликов и воров, объясняясь в любви к Путину Первому, Единственному и Ненаглядному, не осмеливаются на тот стиль пафосной репрезентации, который является не просто обыденным в той же Америке, а присутствует как единственный легальный вариант вежливости и обходительности. По сравнению с обычным рутинным американским общением стиль русской насмешливости и цинизма – грубость и хамство, чем они очень часто и являются. Но в том-то и дело, что не всегда – наш страх пафоса, наше неприятие высокого стиля, комплементарного преувеличения, характерные, в том числе для вполне образованных и интеллигентных людей - и есть главное отличие русского человека от мира, называемого, скажем, американским. Это различие в языке, в лингвистических конструкциях, в устойчивых выражениях, это и есть та самая процедура, которая есть суть вещей на Западе и тотально отсутствует в России. Плюс необходимое дистанцирование, также являющееся частью комплекса обязательных правил хорошего тона.
Это ли доконало Березовского, или просто характер его нервной системы оказался несовместимым с западным регламентом, тушащим страсти, как всплески недопустимой и грубой реальности, от которой человек во имя приличий должен отказаться, но Березовский, как ни странно, оказался слишком нежным и искренним для западного мира. Он брызгал слюной, говорил торопливо, навязывал свое мнение, не очень умел быть лицемерно-обходительным (то есть умел, но на русский, а не западный лад) – и естественно, ничего на Западе не добился. Он жил в Лондоне, но затратно, жил исключительно российскими интересами, тратил то, что накопил (пусть и совсем неправедными трудами) в России; он не состоялся на Западе, в результате потерпев там сокрушительное поражение. Как, в общем, и большинство россиян, переселяющихся из смердящей и ненавистной России, для которой ни закон не писан, ни человеческие отношения в рамках общежития не предусмотрены,  в область шикарной западной сказки, которая погубила не одну тысячу способных и умных русских людей. На Запад надо ехать гастрономам, сибаритам, прекраснодушным и самовлюбленным болванам, которые никогда не докопаются до глубин общества и собственной натуры, и, значит, не разочаруются ни в себе, ни в окружающем мире. Которые никогда не воскликнут: а еще у меня есть претензия, что я не ковер, не гортензия! То есть не перейдут границы разрешенного и приличного, а сумеют плыть по волне общественного мнения, считая его единственно реальным. Что, конечно, не так.  
Subscribe

  • The bad еврей. Главка 4

    В этой главке о том, какие евреи были в андеграунде. Православные, в основном. «Я был евреем, хотя, скорее всего, безродным космополитом. Мое сердце…

  • Кремлевский папа Карло

    Как бы ни был отвратителен Путин и его режим, с него спрашивать, что с трупа анализы. Путин не столько фигура, сколько потенциальная возможность -…

  • Жизнь после исторической смерти

    У превращения России в репрессивное государство с ускоренной перемоткой есть, хотя это может показаться странным, одна позитивная сторона. Чем…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments