mikhail_berg (mikhail_berg) wrote,
mikhail_berg
mikhail_berg

Между эмиграцией и уходом в кочегары

В связи с митингом мое внимание обратила тема ответственности и подготовки к мрачному будущему, ожидающему Россию, поднятая Борисом Акуниным и Олегом Кашиным и обращенная в одном случае вовне, в другом – к своим. Акунин упрекнул интеллигенцию, которая при власти, которая в шоколаде, которая надеется отсидеться, отмолчаться, а иногда с тихой радостью (за признание профессиональных заслуг) получает цацки из рук власти – кровь на вас и делах ваших. Вы отвечаете вместе с Путиным за все, что происходит: и с вас еще спросят – не так, как спросили с шестидесятников в начале перестройки за сотрудничество с совком, а по существу.

Относительно Кашина, я имею в виду не его нестройное пение песни «Все по плану» вместо речи, а объяснение поступка в фб – было стыдно и неловко из-за обилия высоких слов (типа: здесь собрался цвет нации). И интервью Тоне Самсоновой на «Дожде», где и прозвучало предположение, что у участников Болотной очень скоро окажется только два выхода: уезжать или уходить в кочегары. В очередной раз отмечу: уезжать – совсем плохой вариант. От острого ощущения России практически не помогает, зато жизнь будет поломана. Относительно того, чтобы становиться кочегаром или сторожем – предположу: и здесь не выйдет.

Кашин сравнивает сегодняшнюю ситуацию с 1983 годом: мол, сегодня работать в банках и респектабельных фирмах, связанных с государством одной кровяной системой – то же самое, что в 1983 году делать карьеру в комсомоле и КГБ. Мол, позорно. В начале 1980-х, кстати, сразу после Олимпиады и после того, как КГБ и обком КПСС уволили меня из музеев, в которых я работал, и даже из библиотеки, в которой я подрабатывал, мне пришлось забывать о высшем образовании и пойти в пресловутые кочегары. Где я с молодой радостью и ощущением почти полной свободы прослужил до самой перестройки, пиша (воспользуюсь здесь такой глагольной формой) то, что хотел я, а не советский дядя.

Но понимает ли Кашин, что нормальным это представлялось только в среде неофициальной культуры, состоявшей из нескольких десятков человек? Не десятков или сотен тысяч, как сейчас, а десятков, ну сотен вместе с читателями, а все остальные спокойно делали карьеры в комсомоле, КГБ, в обычных советских НИИ, музеях, толстых журналах и пр.? Да, и потом выбор «не поддержки советской власти», это был выбор нищеты на фоне окружающей советской бедности. Сегодня же, при дурацком капитализме, поселившемся в России, этот выбор будет лишен ореола, будет еще более мучителен и не вознагражден моральным ощущением превосходства. Потому что Россия во время будущей и очередной перестройки опять не обратит никакого внимание на тех, кто сделал радикальный, душеспасительный выбор и ушел на социальную обочину, не желая поддерживать режим ни тушкой, ни чучелом. В российской культуре куда более ценится осторожный конформизм и столь же осторожная, непоследовательная фронда, как у Евтушенко или его друзей-шестидесятников. Им и сегодня принадлежит знатный кусок постсоветской культуры.

Кстати, у самого Кашина, к которому отношусь с симпатией и уважением за храбрость и порядочную зоркость, политическая позиция почти столь же двусмысленна, как у бывших шестидесятников. Я имею в виду публично разыгрываемое православие и патриотизм. То есть православие, как интимное чувство, меня просто не касается. А вот публично декларируемое, оно, конечно, укрепляет инструменты манипуляции неразумным обществом, индуцирует обществу комплекс ложных ценностей вроде духовной и культурной исключительности, что является и самообманом, и обманом со стороны власти, которая эту якобы духовность и великодержавие обменивает на послушание и поддержку.

Верь себе в тряпочку – твое личное дело. Но не артикулируй это – как социальное достоинство, ибо вера – не социальное, не культурное, не психологическое преимущество, а подробность твоей интимной биографии.

Что касается патриотизма, то здесь все еще хуже. Патриотизм – приводной ремень любого репрессивного государства. Он призывает гордиться теми, кто погиб вроде бы за родину, а на самом деле защищая интересы тех, кто родину приватизировал в этот конкретный момент. Это обман юношества и неразумных граждан – отдавайте нам свою жизнь, умирайте за наши интересы, а мы сделаем вид, что вы умирали за родину.

Хочет ли этого Олег Кашин сознательно или он просто не знает, как иначе разговаривать с обескураженным, потерпевшим национальное поражение обществом, как не льстя ему, не зализывая ему раны? Не знаю. Но ставки на патриотизм и православие – ложные.

Что же касается социального выбора сегодняшнего российского интеллектуала, который ввиду постепенного перехода от авторитаризма к тоталитаризму может в самое скорое время потерять профессию – совета не дам. Потому что легких и очевидных путей нет. При любом выборе главным будут потери. Что терять – решает каждый сам.

Subscribe

  • Огонь, дрова и дымоход

    Ненавидеть Путина и его режим легко. Ведь он огонь, беспощадно уничтожающий все на своем пути. А так как Путин (и режим его имени) движется в…

  • Поэма о дерматине (Кто тебя победил никто)

    Фильм Л. Аркус – как любое высказывание, претендующее на эпохальность, о тайной любви. Вроде как о людях, но и о том, что важнее людей и примет…

  • Секс как частный случай

    Хотя фейсбук продолжает спорить о Нобеле для главреда «Новой газеты», которого, несмотря на уважительное отношение к самой газете, далеко не весь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments