Да неправда все это – советская интеллигенция в своем итоге была подлой и трусливой, и не только сносила любые репрессии против себя и общества, но и с радостным кличем одобрения участвовала в них. А на насилии была построена вся русская история, о чем справедливо заметил Дмитрий Ольшанский. Да и не только русская, хотя такой жестокости именно к себе, к своим – это стоит поискать с особой тщательностью (найдется или нет – другая тема).
Это я к тому, что сегодняшняя страница русской истории – мало чем оригинальна, она обыкновенно ужасна, она рутинно противна, она банально отвратительна, но имеет бесконечное число рифм в прошлом. Это не облегчает настоящего, но и не делает его уникальным.
Если же говорить о специфическом оттенке нынешнего припадка мракобесия в России, то трудно обойтись без его православной специфичности. Той самой соборности, которая, будучи переведена с церковного на светский, оборачивалась раньше и оборачивается теперь искренним нетерпимым неуважением большинства к меньшинству, государства к человеку, истории к частной судьбе исторического персонажа. Это, кстати говоря, основная тема петербургской культуры или, правильно говоря, петербургского текста русской литературы.
Забавно, как об этом сегодня пишет некогда полноценный мракобес и православный зомбоактивист Александр Невзоров, ныне критикующий православие с такой же страстью, с какой раньше воспевал его вместе с русским великодержавием и великорусским патриотизмом. Сегодня Невзоров применяет операцию перверсии по отношению к собственным взглядам начала перестройки и получается, по крайней мере, поучительно.
http://www.mk.ru/politics/article/2013/06/18/870821-muki-blazhennogo-startsa-ofshoriya.html