mikhail_berg (mikhail_berg) wrote,
mikhail_berg
mikhail_berg

На интернет-сайте Kasparov.ru опубликована статья

Исламофобия как антисемитизм сегодня

Оригинал текста http://www.kasparov.ru/material.php?id=5516A6C811796

Я, кажется, не знаю ни одного мусульманина офлайн, может, просто не помню, может, кто-то не акцентировал мое внимание, что он мусульманин, может, просто забыл. Но я их вижу на улице, в хиджабах и без они обслуживают меня в банках и кафе, я читал множество мусульманских писателей и поэтов, я много о них знаю опосредованно.
Я знаю многих евреев офлайн, потому что меня с детства записали евреем в метрике, школьном журнале, меня били как еврея, я мужал, как человек с червоточиной от еврейского происхождения; как еврейка, чудом спаслась моя пятнадцатилетняя мать, бабушка и дядя в оккупации, так как выдавали себя за армян и были на армян похожи жгучей чернявостью и горделивостью. А почти всех остальных родственников расстреляли. Мой отец в это же время взрослел в эвакуации в Ташкенте, где похоронен мой дед; среди друзей и соседей были мусульмане, которых он полюбил и запомнил надолго.
Почему я пишу об этом? Потому что ненавижу исламофобию как проявление непосредственно страха, недоверия, которые, без сомнения, имеют реальные основания – чужого боятся потому, что так легче подготовится к его возможной агрессии (почему чужой и агрессивный синонимы для нас, давно написал Эдвард Саид).
Но куда больше в исламофобии мифологической составляющей: многие ненавидят мусульман, не видя их, не зная, но помня все истории про обрезание клитора у женщин, про отрезание голов пленникам ИГИЛ и не только ИГИЛ, про войны между мусульманами и индусами, про 11 сентября и рукоплещущую арабскую улицу при известии о гибели башен-близнецов, про то, что превращают нашу любимую старушку-Европу в грязную исламскую помойку.
Но самое главное - они враги евреев в Израиле (и не только в Израиле, множество исламских стран не хотят видеть евреев на своей земле, множество мусульман желают гибели государству Израиль и населяющим его евреям). Они расстреляли французских карикатуристов и устроили стрельбу в Копенгагене, они сожгли заживо иорданского пилота, предложив очевидную рифму кострам инквизиции. Они разрушают памятники архитектуры, а под предлогом защиты мусульман от оскорбления (хотя я, конечно, не верю в этот мотив) был убит Борис Немцов. Они демонстрируют жестокость и иные культурные нормы, нам подчас непонятные и неприятные: сидят, блин, на корточках около метро и гундосят о своем, это все так.
Но я ненавижу национализм любого разлива, от русского до еврейского, от британского до арабского, однако считаю самым опасным сегодня исламофобию. И хотя понимаю ее причины, как понимаю причины многих других фобий: русофобии, антиамериканизма, антизападничества, но самой страшной считаю исламофобию и объясню почему.
То, что сегодня происходит в исламском мире и что пугает мир немусульманский, имеет универсальные причины, лишь косвенно зависящие от конфессиональной принадлежности. Исламский мир в наши дни переживает демографический переход, который ранее, в начале прошлого века, пережили европейские и североамериканская нации. И что, в частности, привело к Первой и Второй мировым войнам. Потому что демографический переход всегда сопровождается появлением огромного избытка молодого населения, не имеющего работы, не способного самоутвердиться рутинными и легальными способами и легко становящегося добычей экстремистских и фундаменталистских идей, забирающих у них жизнь в обмен на оправдание ее.
Демографический переход осуществляется всегда по одной схеме: в традиционное общество с плохо развитой медициной приходят первые ростки цивилизации, за которыми поначалу культурные стереотипы не поспевают. Одним из культурных стереотипов традиционного общества является требование рожать как можно больше детей, потому что из-за плохого ухода, бедности, тесноты, грязи, отсталой медицины детская смертность так велика, что из 10-12 детей выживают два-три. А для воспроизводства нации необходимо больше.
У моей бабушки по отцовской линии было 11 братьев и сестер к началу Первой мировой войны, и моя бабушка очень бы удивилась, если бы узнала, что война началась не потому, что Гаврило Принцип убил герцога Фердинанда. И не потому, что великим державам становилось все более тесно без новых колоний и рынков сбыта.
Но, прежде всего, европейские нации переживали демографический переход и переизбыток амбициозной агрессивности: в их традиционные общества пришли элементы новой цивилизации; из-за лучшего ухода дети стали умирать значительно меньше, а культурные стереотипы продолжали требовать, чтобы женщина рожала как можно больше. Женщина рожала, дети не мёрли в младенчестве как мухи, а становились подростками, потом молодыми людьми, которым места в этом мире не было. Мир был рассчитан на куда меньшее по объему трудоспособное население, молодые люди злились, обижались, негодовали на родителей, учителей, но больше на тех, кто им был предложен в качестве мишени для ненависти. Ксенофобия разрасталась, эмоциональные и психологические основания войны формировались на глазах, символическая война (и это закон, почти не знающий исключений) очень быстро превратилась в реальную и мировую. Агрессивность надо куда-то девать, пока она не уничтожила себя изнутри.
То же самое происходит сегодня с исламским миром. Их семьи запрограммированы на большое число детей, дети умирать перестали, когда в их города и села пришла современная медицина. Молодые люди рождаются с ощущением несправедливости этого мира, с обидой, что они лишние, что их жизнь ничего не стоит, и отдать ее за смерть врага и возможность беспрепятственно попасть в рай - не такое плохое вложение жизни при отсутствии другого.
Конечно, мы можем сказать: а какое нам дело, что эти варвары и дикари переживают какой-то демографический переход, а в результате не способны вести себя в соответствии с нашими культурными нормами, демонстрируют свое варварство и неприятие наших ожиданий, то, что именуется приличным поведением?
Но точно такими же были братья и сестры наших прадедушек и прабабушек, когда они появились на свет в опережающем потребности количестве, и стали пушечным мясом в двух смертоносных войнах.
Относительно культурных стереотипов все на самом деле похоже, только роли поменялись местами: в какие-то времена мусульманская культура настолько опережала европейскую, что можно только удивляться, как многому европейцы обязаны арабам. Не буду перечислять предметы материальной цивилизации, которыми арабский мир поделился с европейским (в том числе, потому что был открыт, толерантен по отношению к другим культурам, в частности, китайской, индусской, азиатской). Напомню то, что все знают: античная культура пришла в Европу, в основном, в арабских переводах, так как арабы библиотеки, античные достижения и изобретения, рукописи и артефакты сохранили, европейцы же (после упоения духовностью средних веков и презрения к неразумному варварству римлян и греков) о них, так получилось, забыли.
Да, в мусульманском мире не случилось аналога эпохи Возрождения: отчасти из-за высокомерия: нам нечего возрождать, мы и так впереди планеты всей (сейчас трудно поверить, насколько мусульманская культура возвышалась над средневековой европейской). Отчасти из-за того, что в средние века в борьбе между реформаторами и консерваторами победа оказалась за последними, которые решили подморозить арабский мир по известному принципу: остановись, мгновенье, ты - прекрасно.
Однако только консерваторы начинают уверять, что надо не развивать, а сохранять и бережно передавать драгоценное наследие предков, как начинается регрессия: у всех, кстати. Причем, таких регрессивных периодов в европейской истории было несколько, но они проходили, реформаторы искали новые доводы и увлекали общество за собой, оставляя обиженных консерваторов сетовать на падение нравов, неуважение традиций и ностальгически вспоминать времена, когда все было, как у бабушки.
Без сомнения период демографического перехода в мусульманском мире и соответствующий ему период отторжения реформаторских идей пройдет, потому что человечество развивается примерно в одинаковых исторических ритмах и циклах.
И смотреть сегодня свысока на дикарей-арабов, варваров-мусульман - это то же самое, как смотреть на евреев из белорусских местечек как на невоспитанных чужаков. Между прочим, по тем же демографическим причинам плодовитые еврейки рожали в своих местечках слишком много своих детенышей, в то время как местное и более европейски ориентированное население отставало в демографическом росте и оттого боялось пришельцев, постепенно теснивших титульную нацию и в Германии, и в России. Кстати, как на дикарей смотрели и на русских казаков в Париже, как на немытых и звероподобных животных, не знающих как пользоваться ватерклозетом и салфеткой.
Я мог бы на этом завершить историю, если бы не одно более чем щекотливое обстоятельство, казалось бы, факультативного свойства. Существование государства Израиль во враждебном арабо-мусульманском окружении. Здесь не место обсуждать, кто более прав или неправ в этом конфликте, я скажу о другом. Как ни старалась послевоенная советская культура сформировать из меня униженного, обиженного, озлобленного и несчастного еврея, ей это не удалось. Более того, ей не удалось сделать из меня еврея par excellence и тем более заставить считать, что евреи лучше или отличаются ото всех остальных. Не лучше и ничем не отличаются, потому что национальность – не что иное, как иллюзорная символическая маска, которую доминирующая культура пытается приклеить к лицу человека и заменить ею лицо реальное. Не отличается еврей, русский, араб, француз или чеченец ничем, кроме культурных и социальных стереотипов, которые ему навязали как нечто естественное и якобы присущее ему изначально. Ничего подобного: воспитайте чеченца с детства во французской культуре, и он окажется французом, еврея в арабской - правоверным мусульманином, удмурта в русском старообрядчестве - станет бородатым старообрядцем, да еще за пояс заткнет поклонников протопопа Аввакума.
Именно поэтому я воспринимаю исламофобию, изображающую мусульман, арабов, чужих - дикарями и варварами, с которыми можно не считаться, указывая на свою якобы большую цивилизованность, как ошибочную, чреватую умножением неприятностей стратегию. И опасную - потому что исламофобия, как и антисемитизм, активировала в людях худшее, что они имели: высокомерие и ненависть к тому, что не понимаешь.
Евреи и арабы равны в своих правах, и шанс разрешить их непростые отношения появиться только тогда, когда оппонент перестанет изображаться животным, с которым по-человечески нельзя, ибо человеческого языка он не понимает.
Можно иметь разные взгляды на политические, исторические и концептуальные причины арабо-израильского конфликта, но история никогда не отменяет повседневность. Обратите внимание: палестино-израильский конфликт - демографический. Переживающие демографический переход палестинцы вызывают страх своей плодовитостью, и если бы не это, их давно бы инкорпорировало еврейское сообщество. А все остальное, в том числе религиозное и историческое - лишь расцветка врага в яркие узнаваемые цвета.
Иллюзорное, символическое и возвышающее нас в собственных глазах всегда востребовано, но не менее часто оно заводит в ловушку, из которой, не разрушив все вокруг, не выбраться. Неприятная реальность (считаться с тем, кого не понимаешь и боишься) требует усилия для ее принятия, и это усилие, признаемся, редко встречают аплодисментами окружающие. Они, как и в случае с Крымом и Путиным, ценят силу и ничего больше. Но кроме замены того, что называют иллюзией, тем, за что держат реальность, трудно что-либо придумать. Нет другой рокировки, нет щели, нет возможности спрятаться и больше никогда не увидеть чужого, потому что чужой и есть мы. Только вчера.
Subscribe

  • Огонь, дрова и дымоход

    Ненавидеть Путина и его режим легко. Ведь он огонь, беспощадно уничтожающий все на своем пути. А так как Путин (и режим его имени) движется в…

  • Поэма о дерматине (Кто тебя победил никто)

    Фильм Л. Аркус – как любое высказывание, претендующее на эпохальность, о тайной любви. Вроде как о людях, но и о том, что важнее людей и примет…

  • Секс как частный случай

    Хотя фейсбук продолжает спорить о Нобеле для главреда «Новой газеты», которого, несмотря на уважительное отношение к самой газете, далеко не весь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments